|
Первая встреча с Каштеляном С.А.конец 60 годов, я прочитал объявление в газете "Советская культура" об объявленном конкурсе "Театр Оригинального жанра в Москве". Долго не раздумывая, купил билет на поезд Донецк- Москва, собрал реквизит и в путь!!! В это время, я заочно учился в Донецком институте Советской торговли - работая старшим товароведом базы стройматериалов, а вечерами выступал фокусником в новом супер - ресторане "Кальмиус", который стоял на берегу реки. Там было лучшее варьете Украины, которым руководил талантливый режиссер Ю. Деменко, выпускник торгового института, активный участник самодеятельности "Стэмовиц", очень популярные в то время студенческие театры эстрадных миниатюр.
В Донецке эстрадная самодеятельность била ключом. Институты, университеты, шахтные комбинаты имели эстрадные духовые оркестры, танцевальные ансамбли, футбольные команды. Вспомните, "Шахтер" передовую футбольную, по тем временам команда. Множество кружков технических, творческих, драматических. Проводились конкурсы, фестивали, отчетные концерты. Вот в этой обстановке формировалось наше творческое мировоззрение. Я успевал везде, кружок судомодельный, авиамодельный, танцевальный, это когда учился в горном техникуме и еще увлекался фокусами. И уже в 1970 стал лауреатом в Киеве, на отчетном концерте получил значок-диплом.
А здесь читаю "Советскую Культуру" Каштелян С.А. создает театр оригинального жанра. И вот я предстал перед уважаемой комиссией во главе с Каштеляном. Помню, он меня даже в пример привел, «Молодой человек из самодеятельности, а работает на уровне профессионала". И в начале 80 годов, будучи артистом Тульской областной Филармонии, моя мечта сбылась, я работаю с легендарным человеком. Волею судьбы я был в числе последних учеников, его здоровье не позволяло много встреч. Но те мгновения, которые нам были предоставлены с разрешения Евгении Георгиевны - доброй и интеллигентной женщины, верной спутницы, большого мастера. Эти незабываемые встречи раскрыли для меня невероятный творческий мир циркового и эстрадного искусства в частности Иллюзионного.
Работая с С.А. Каштеляном, я впитывал каждое его слово, осмысливал и переосмысливал, соглашался и спорил, это мы всегда допускали в творческом союзе. Иногда и великие режиссеры ошибаются, и если актер видел и чувствовал свою правоту он талантливо докажет режиссеру, что он прав. Получая задание от С. А. Каштеляна, я, по возвращению домой, делал эксперименты трюковой части. Не всегда получалась конкретика, режиссер видел эффект - не совсем полный, он блестяще дополнял, и тогда рождалось что-то новое. Это условие определяло нашу совместную работу актера и режиссера.
Я актер, трюкач - режиссер, фантазер, мыслитель - драматург.
Его никогда не интересовал секрет номера - трюка, для него был важен эффект. Какими технологическими физическими химическими, манипуляционными средствами не достигался эффект трюка это не важно - важен эффект - конечный результат.
Помню при решении иллюзионного номера "Иллюзия с Матрешками" мы перебрали сотни ходов и приемов, чтобы оставить несколько. Я сделал специальный пол размером 3 на 2 метра, где работали автоматически куклы с определенной программой, создан был ансамбль "Березка", но номер весь не пошел, несовершенство техники, которая давала сбои и ложные сигналы, при дистанционном управлении. Сам пол эта громадина и вес реквизита требующего стационара, т.е. своего театра - этого не было, мы от этого отказались. Но мы не отказались от экспериментов и в результате были созданы трюки "Летающая Дюймовочка", появление больших кукол номер "Иллюзия с куклами", которые танцуют и вращаются. А самое главное С.А.Каштелян помог мне найти образ Волшебника отвечающей темы Г.Х.Андерсена, этого великого сказочника, с бесконечным кладезем интересных персонажей и импровизационных трюков. В связи с этим наше фокусное искусство из простого трюкового превращается в театрально-драматическое, носит в себе поэзию сказки, философию добрых взаимопониманий. Познание окружающего тебя пространства - красоту природы, деревья, цветы - порханье бабочек, легкое жужжание шмеля над цветком, распускающаяся роза. Это элементы для будущих фантазий человека. А наука бионика, окунитесь в этот мир, когда человек используя природу, изучая жизнь моллюсков и крупных хищников, придумали и разработали технические машины - мультипликаторы новейшие химические и физические - голографические аппараты, а наука сценография, это тоже своего рода фокусы.
Вот этими категориями мыслил С.А.Каштелян. И я считал большим счастьем, что наши фантазийные встречи дополняли друг друга, давали особый результат нашему сложному виду искусства - иллюзионному.
Великий чехословацкий художник теории сценографии Иозеф Свобода сказал "Я не верю в гениальность мгновенную решающую любую задачу. Я верю в способность воспринимать происходящее кругом события, в способность накоплять в себе различные импульсы и информацию театральном и нетеатральном мире, даже в области сугубо не художественного характера и возможность их претворения и использования в надлежащий момент. Иными словами я верю в создание определенной нормы, в создания определенной платформы познания, которая была бы основой творческой деятельности".
Выражаясь высокопарным языком - продолжая традиции гениального режиссера, имея в арсенале своих учеников оригинального жанра, продолжая работать и мыслить, как меня учил С.А.Каштелян, ах как мне не хватает сейчас этого учителя в нашем сложном, интересном времени.
( Заслуженный артист России Анатолий Кириченко )
|